Политика

Садимся на глазок… Что будет с российской авиацией после отключения системы GPS

Садимся на глазок... Что будет с российской авиацией после отключения системы GPS

Российские летчики смогут управлять самолетами и без американской спутниковой навигационной системы, но замену ей нужно искать срочно.

Российские СМИ и социальные сети взбудоражены новостью о том, что Росавиация порекомендовала авиакомпаниям готовиться к полетам без использования GPS, поскольку в этой американской глобальной спутниковой системе возможны отключения и глушение сигналов, а также и их подмена, при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, восточнее Финляндии и Средиземноморья. Впрочем, как сообщили «Известия», эксперты считают, что рекомендация подготовиться не означает запрета на использование GPS.

Обойтись без GPS можно, но сложно

Ранее в Росавиации сообщали, что при полетах без использования GPS для пассажиров ничего не изменится, так как она не является основным средством навигации, на воздушных судах есть альтернативная система. Сами же перевозчики, впрочем, не отмечали какого-то ухудшения в навигации после 24 февраля.

Заслуженный пилот РФ Вадим Базыкин в интервью «Газете.Ru» назвал возможное отключение России от GPS «критичным» для полётов:

«Люди другому давно не обучались. Сейчас в Росавиацию берут по иным критериям. Первый – знание английского языка, а второй – умение управлять компьютером. Если самолёты третьего поколения управлялись пилотами, то нынешние — компьютером. Пилот управляет компьютером. Всё именно на этой системе GPS. Думаю, в течение двух недель, месяца можно освоить, а для кого-то освежить в памяти, как раньше мы летали. Считаю, что это критично, пока не существует методики лётного обучения».

Базыкин утверждает, что навигационные приборы, позволяющие летать без GPS на самолетах есть, но если Россия не внедрит свою спутниковую систему – это станет шагом назад.

А где обещанный ГЛОНАСС?

Сетевой аналитик Анатолий Несмиян справедливо замечает по этому поводу:

«А как же ГЛОНАСС? И что такое «традиционные навигационные средства?» Пачка «Беломора», атлас автомобильных дорог или просто хорошая память пилота? Путь из 21 века в двадцатый оказывается очень коротким — два месяца и привет. Машина времени какая-то. И, к сожалению, только в одном направлении…»

Популярный блогер Александр Горбунов «Сталингулаг» вспоминает старый анекдот:

«— В общем смотри: видишь ту звезду? Летим вдоль неё, а потом резко уходит направо!

— А мы точно так во Владивосток попадём?

— Попадём! Владивосток большой, не промахнемся…»

Между тем, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин предложил в своем канале Минтрансу в обязательном порядке заменить американскую навигацию GPS в гражданских самолетах приемниками российской ГЛОНАСС и китайской Beidou.

Так что же происходит с широко разрекламированным ГЛОНАССОМ, который был обещан российским пилотам еще в 2000-е годы?

В этой российской космической навигационной системе изначально в ней использовались разработанные ещё в СССР спутники «Глонасс», которые в 2011 году стали менять на более современные «Глонасс–К1», что позволило бы ГЛОНАСС’у конкурировать с GPS. Но после начала событий в Украине в 2014 году были введены первые санкции против России, и ГЛОНАСС, как система военного назначения, под них попала тоже. Выяснилось, что львиная доля комплектующих в ее спутниках зарубежного производства. Ситуацию должны были исправить к 2018 году путем полного импортозамещения, однако сделать это не удалось. Не удалось создать замену старых спутников и к 2020 году, хотя название для них уже было придумано — «К2». Стоит отметить, что на орбите для полного функционирования системы должны присутствовать 24 спутника одновременно, не считая резервных. Аналитики пишут, что и к середине 2021 года в космосе не было не то, что 24-х, а даже и двух спутников системы ГЛОНАСС.

Источник

Альфа-Банк [CPS] RU

Похожие статьи

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть