Одни мастера высмеивали кино, манипулирующее зрителями. Другие изощрялись в этом умении: Альфред Хичкок ввел в обиход технологию саспенса — это когда зрители боятся собственной тени и от жутких предчувствий хватаются за ручки кресел.
Такое кино необязательно отражает реальность. Чаще — моделирует ситуации, способные напугать, заставить ерзать в кресле даже тогда, когда мы точно знаем: все кончится хорошо. Выброс адреналина, говорят, бывает полезен — и у боевиков, ужастиков, у фильмов-катастроф много фанов, готовых за два часа треволнений простить все логические неувязки.
Два таких фильма — на экранах. «Крушение» Жана-Франсуа Рише в оригинале называется еще проще: «Самолет». Это гибрид фильма-катастрофы с боевиком, где Джерард Батлер в роли капитана полупустого рейса 119 компании Trailblazer Air, летящего из Сингапур на Гавайи. «Скоро увидимся» — телефонирует капитан дочке, а нам совершенно ясно, что скоро они не увидятся. Потому что этот жанр играется по раз навсегда написанным нотам.
Впереди у «боинга», конечно, грозовой фронт, но диспетчер на просьбу дозволить его обойти напоминает о необходимости экономить топливо — здесь в фильме мелькнет социально озабоченная нотка. Молния ударит в корпус лайнера, откажет электроника, самолет ослепнет и должен дотянуть до суши для вынужденной посадки. Ситуация осложнена тем, что среди пассажиров — опасный убийца, его этапируют в Токио, и он прикован к сопровождающему наручниками.
Мы понимаем: если суша не появится — можно давать титр «Конец». Но фильм едва начался, поэтому явится остров и на нем грунтовая дорога. Мы переживем жесткую посадку, все облегченно вздыхают, но ужасы впереди. Потому что островок захвачен террористами, имеющими привычку брать заложников и так добывать деньги. Зачем на диком острове деньги и почему при наличии пока работающих мобильников никто не может определить его координаты, спрашивать не нужно, а нужно смотреть захватывающую историю о том, как встревожатся в офисе авиакомпании, какие меры там примут и чем закончится встреча пассажиров с террористами.
