3 декабря исполняется 300 лет философу Григорию Сковороде. «Русскому Сократу», родоначальнику русской философии, и одновременно культурной фигуре, эмблематичной для современной Украины. Надо ли делить великого философа между странами, народами и языками? Или общее наследие тем и ценно, что оно общее — об этом наш разговор с кандидатом философских наук, и.о. декана философского факультета МГУ Алексеем Козыревым.
Гомер или Сократ?
На Украине портрет Сковороды изображен на 500 — гривенной купюре. Его имя там в широком культурном обороте. И в русской культурной среде кто же не знает Сковороду. Но спроси на улице, вряд ли ответят, кто это.
Алексей Козырев: В 2013 году я по приглашению Россотрудничества ездил в Киев читать лекцию о Сковороде. Вышел с вокзала, сел в такси, таксист спросил, куда я еду, и узнав, что на мероприятие , посвященное Сковороде, сказал: ой, это же мой земляк, у нас его все знают. И начал сыпать его афоризмами. Оказалось, он родился недалеко от деревни Чернухи, родины Сковороды. И я понял, что Сковорода на Украине образ не только интеллектуальной культуры (хотя его именем в Киеве называется Институт философии АН), но и народной. Это философ, чье наследие рассыпано в афоризмах, и это, конечно, уникальное явление. В России ему трудно подобрать аналог. Разве что Козьма Прутков. Но он был веком позже и был плодом вымысла нескольких поэтов.
Почему?
Алексей Козырев: Дело в том, что в советское время Сковорода был инструментом пресловутой коренизации. Имя Сковороды было включено еще в подписанный Лениным план монументальной пропаганды. Ему следовало ставить памятники как прогрессивному деятелю, но … исключительно на Украине. В России не было поставлено ни одного. Думаю, что это был сознательный выбор.
Когда в советской России в начале 80-х годов издадут философа Федорова, в издательстве «Мысль» будет уволена вся редколлегия, а редактор положит партбилет на стол. А Сковороду издавать можно было даже при полном запрете на религиозные сочинения. В 1973 году в серии «Философское наследие» в Москве выйдет двухтомное собрание его сочинений. Потому что Сковорода -национальный философ….
Хотя большинство исследователей считают его русским религиозным философом. И сам Сковорода считал себя таковым. Да, родился под Киевом, в Малороссии, но значительную часть жизни провел в Харькове и под Харьковом, на Слобожанщине, во времена, когда началось сильное цивилизационное развитие этой территории.
